Оценка пожарного риска
к приказу МЧС России
от 30.06.09 г. № 382
МЕТОДИКА
определения расчетных величин пожарного риска в
зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности
I. Общие положения
1. Настоящая методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (далее - Методика) устанавливает порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях (далее – здание) и распространяется на здания классов функциональной пожарной опасности:
Ф1 – здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:
а) Ф1.1 – здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;
б) Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
в) Ф1.3 – многоквартирные жилые дома;
г) Ф1.4 – одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
Ф2 – здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
а) Ф2.1 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
б) Ф2.2 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
в) Ф2.3 – театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе;
г) Ф2.4 – музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
Ф3 – здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
а) Ф3.1 – здания организаций торговли;
б) Ф3.2 – здания организаций общественного питания;
в) Ф3.3 – вокзалы;
г) Ф3.4 – поликлиники и амбулатории;
д) Ф3.5 – помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
е) Ф3.6 – физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
Ф4 – здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:
а) Ф4.1 – здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
б) Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
в) Ф4.3 – здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
г) Ф4.4 – здания пожарных депо.
2. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с нормативным значением пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[1] (далее – Технический регламент).
3. Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности зданий;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий.
4. Определение расчетных величин пожарного риска заключается в расчете индивидуального пожарного риска для жильцов, персонала и посетителей в здании. Численным выражением индивидуального пожарного риска является частота воздействия опасных факторов пожара (далее – ОФП) на человека, находящегося в здании. Перечень ОФП установлен статьей 9 Технического регламента.
5. Частота воздействия ОФП определяется для пожароопасной ситуации, которая характеризуется наибольшей опасностью для жизни и здоровья людей, находящихся в здании.
6. Для целей настоящей методики используются основные понятия, установленные статьей 2 Технического регламента.
II. Основные расчетные величины индивидуального
пожарного риска
7. Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если:
, (1)
где – нормативное значение индивидуального пожарного риска, = 10-6 год-1;
QВ – расчетная величина индивидуального пожарного риска.
8. Расчетная величина индивидуального пожарного риска Qв в каждом здании рассчитывается по формуле:
Qв=Qп×(1–Rап)×Pпp×(1–Рэ)×(1–Pп.з), (2)
где Qп – частота возникновения пожара в здании в течение года, определяется на основании статистических данных, приведенных в приложении №1 к настоящей методике. При наличии данных о количестве людей в здании необходимо использовать уточненную оценку, а при их отсутствии – оценку в расчете на одно учреждение. При отсутствии статистической информации допускается принимать Qп = 4×10-2 для каждого здания. Оценку частотных характеристик возникновения пожара также допускается выполнять исходя из статистических данных, публикуемых в научно-техническом журнале «Пожарная безопасность»;
Rап – вероятность эффективного срабатывания установок автоматического пожаротушения (далее – АУПТ). Значение параметра Rап определяется технической надежностью элементов АУПТ, приводимых в технической документации. При отсутствии сведений по параметрам технической надежности допускается принимать Rап = 0,9. При отсутствии в здании систем автоматического пожаротушения Rап принимается равной нулю;
Рпр – вероятность присутствия людей в здании, определяемая из соотношения Рпр= tфункц/24, где tфункц – время нахождения людей в здании в часах;
Рэ – вероятность эвакуации людей;
Рп.з – вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.
9. Вероятность эвакуации Рэ рассчитывают по формуле:
, (3)
где tр – расчетное время эвакуации людей, мин;
tнэ – время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей), мин;
tбл – время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации), мин;
tск – время существования скоплений людей на участках пути (плотность людского потока на путях эвакуации превышает значение 0,5).
10. Расчетное время эвакуации людей tр из помещений и зданий определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:
по упрошенной аналитической модели движения людского потока, приведенной в приложении № 2 к настоящей Методике;
по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания, приведенной в приложении № 3 к настоящей Методике;
по имитационно-стохастической модели движения людских потоков, приведенной в приложении № 4 к настоящей Методике.
Выбор способа определения расчетного времени эвакуации производится с учетом специфических особенностей объемно-планировочных решений здания, а также особенностей контингента (его однородности) людей, находящихся в нем.
При определении расчетного времени эвакуации учитываются данные, приведенные в приложении № 5 к настоящей Методике, в частности принципы составления расчетной схемы эвакуации людей, параметры движения людей различных групп мобильности, а также значения площадей горизонтальных проекций различных контингентов людей.
При проведении расчетов следует также учитывать, что при наличии двух и более эвакуационных выходов общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании.
11. Время начала эвакуации tнэ определяется в соответствии с пунктом 1 приложения № 5 к настоящей Методике.
12. Время блокирования путей эвакуации tбл вычисляется путем расчета времени достижения ОФП предельно допустимых значений на эвакуационных путях в различные моменты времени. Порядок проведения расчета и математические модели для определения времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара приведен в приложении № 6 к настоящей Методике.
13. Вероятность эффективной работы системы противопожарной защиты Рпз , направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей, рассчитывается по формуле:
, (4)
где Rобн – вероятность эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации. Значение параметра Rобн определяется технической надежностью элементов системы пожарной сигнализации, приводимых в технической документации. При отсутствии сведений по параметрам технической надежности допускается принимать Rобн = 0,8;
RСОУЭ – условная вероятность эффективного срабатывания системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в случае эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации;
RПДЗ – условная вероятность эффективного срабатывания системы противодымной защиты в случае эффективного срабатывания системы пожарной сигнализации.
Порядок оценки параметров Rобн, RСОУЭ и RПДЗ приведен в разделе IV настоящей Методики.
III. Порядок проведения расчета индивидуального
пожарного риска
Анализ пожарной опасности здания
14. Для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о здании, который включает:
объемно-планировочные решения;
теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования;
вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;
количество и места вероятного размещения людей;
системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.
15. На основании полученных данных производится анализ пожарной опасности здания, при этом учитывается:
возможная динамика развития пожара;
состав и характеристики системы противопожарной защиты;
возможные последствия воздействия пожара на людей и конструкции здания.
Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций
16. Частота реализации пожароопасных ситуаций определяется частотой возникновения пожара в здании в течение года. Порядок определения частоты возникновения пожара в здании приведен в разделе II настоящей Методики.
Построение полей опасных факторов пожара
для различных сценариев его развития
17. Для построения полей опасных факторов пожара проводится экспертный выбор сценария или сценариев пожара, при которых ожидаются наихудшие последствия для находящихся в здании людей.
Формулировка сценария развития пожара включает в себя следующие этапы:
выбор места нахождения первоначального очага пожара и закономерностей его развития;
задание расчетной области (выбор рассматриваемой при расчете системы помещений, определение учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояния проемов);
задание параметров окружающей среды и начальных значений параметров внутри помещений.
В соответствии с приложением № 6 к настоящей Методике формулируется математическая модель развития пожара и проводится моделирование его динамики развития.
На основании результатов расчетов осуществляется построение полей опасных факторов пожара и определяется значение времени блокирования путей эвакуации ОФП tбл.
Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития
18. Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей заключается в определении вероятности эвакуации людей из здания при пожаре.
Вероятность эвакуации людей определяется по формуле (3) на основе сопоставления значений расчетного времени эвакуации людей и времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара.
Для определения расчетного времени эвакуации людей tр в соответствии с приложениями №№ 2-5 к настоящей Методике определяется модель эвакуации людей из здания, проводится построение расчетной схемы эвакуации и осуществляется моделирование эвакуации людей.
19. В соответствии с разделом II настоящей Методики проводится определение расчетной величины индивидуального пожарного риска Qв и сопоставление ее с нормативным значением индивидуального пожарного риска .
Учет наличия систем обеспечения пожарной безопасности здания
20. Наличие систем обеспечения пожарной безопасности здания учитывается в соответствии с формулой (4) и положениями раздела IV настоящей Методики.
Блок-схема, иллюстрирующая порядок проведения расчета индивидуального пожарного риска, представлена на рис. 1.
Разработка раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" (Разработка ИТМ ГОЧС). Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" предусматривается в проектах строительства и реконструкции в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятия, зданий и сооружений". Требования к исходным данным, составу, содержанию и экспертизе раздела устанавливаются СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства".
Раздел ИТМ ГОЧС разрабатывается для защиты населения, территорий и снижения материального ущерба от воздействия ЧС природного и техногенного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.
Раздел ИТМ ГОЧС характеризует опасный производственный объект, характер и степень его опасности. После завершения строительства и введения объекта в эксплуатацию один из экземпляров раздела "Инженерно-технические мероприятия" передается территориальному органу по делам ГО и ЧС.
В соответствии с СП 11-107-98 разработка ИТМ ГОЧС необходима при: Разработка ИТМ ГОЧС, предусматривается при: (СП 11-107-98) Разработка ИТМ ГОЧС проектов строительства оформляется отдельным томом (книгой), в котором в систематизированном виде приводятся проектные решения по ИТМ ГОЧС с необходимыми обоснованиями и чертежами.
Раздел ИТМ ГОЧС несколько отличен по своему содержанию от остальных разделов ПСД. Он содержит проектные материалы ИТМ ГО, а также сведения о ИТМ ГОЧС, которые были разработаны в других разделах проекта.
Особенность раздела заключается в том, что по проектным решениям, изложенным в других разделах проекта и содержащим ИТМ ГОЧС, приводятся только сведения и общие описания решений с обязательной ссылкой на раздел проекта, в котором имеется необходимая информация.
Замечание: в разделе «Общая пояснительная записка» обязательно следует привести основные сведения по ИТМ ГОЧС.
Наиболее распространенный недостаток при проектировании - полное отсутствие ссылок на разделы, откуда взята та или иная информация для раздела ИТМ ГОЧС.
Раздел ИТМ ГОЧС состоит из текстовых и графических материалов. Графические материалы состоят из: При осуществлении градостроительной деятельности проектные решения раздела "Инженерно-технические мероприятия ГО ЧС" (Раздел ИТМ ГОЧС) должны обеспечивать: Проектные решения состоят из двух частей: Проектные решения в части разработки специальных разделов ИТМ ГОЧС позволяют выявить и устранить несоответствия существующих объектов и проектов строительства действующим нормативным документам.
Благодаря многолетнему опыту работы разработка раздела ИТМ ГОЧС осуществляется нами в сжатые сроки и с эффективными проектными решениями.
При прохождении экспертизы раздела компания "ГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТОВ" оказывает техническое сопровождение проекта. Разработка ИТМ ГОЧС в составе проектов сторительства объектов различного назначения
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram
Разработка ИТМ ГОЧС
Раздел ИТМ ГОЧС
- наличии категории по гражданской обороне проектируемого объекта;
- наличии группы города по ГО (особой важности, первая, вторая, третья), в котором располагается объект строительства (для объектов на территории категорированных городов);
- наличии категории и группы по ГО расположенных вблизи объектов и городов (если такие имеются);
- требовании строительства защитного сооружения ГО (ЗС ГО);
- наличии возможных источников ЧС техногенного характера на проектируемом объекте;
- наличии возможных источников ЧС природного и техногенного характера в районе строительства объекта;
- требовании по созданию систем оповещения, в том числе локальных систем оповещения;
- требовании по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность потенциально опасного объекта;
- технических условиях для разработки раздела ИТМ ГО и мероприятий по предупреждению ЧС;
- дополнительных требованиях по обеспечению безопасности, которые должны быть учтены для разработки ИТМ ГОЧС.
Разработка ИТМ ГОЧС
- составлении Генеральной схемы развития и размещения производительных сил страны, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- составлении схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
- составлении схем и проектов районного планирования;
- разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений (генеральных планов, проектов детальной планировки, проектов планировки и застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов или групп общественных зданий и сооружений);
- разработке проектов планировки промышленных зон (районов) городов;
- проектировании промышленных районов и узлов;
- разработке материалов, обосновывающих строительство (ТЭО, ТЭР), а также проектно-сметной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений.
- составлении схем территориального планирования Российской Федерации в области защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
- составлении схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- разработке генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов;
- разработке проекта планировки территории.
- разработке проектной документации на объекты использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности;
- иных случаях предусмотренных федеральными законами.
Текстовые материалы раздела формируются на основании исходных данных и требований, которые выдаются ГУ МЧС России.
В основном содержание пояснительной записки включает в себя следующее:
- общие сведения об объекте, участке строительства, соседних территориях и объектах;
- решения по ИТМ ГО, включающие в себя: обоснование категории по ГО, определение границ зон возможной опасности, решение по системам оповещения по сигналам ГОЧС, решения по светомаскировочным мероприятиям;
- решения по ИТМ предупреждения ЧС техногенного и природного характера. Данный подраздел включает в себя: решения по предупреждению ЧС, возникающих на объекте строительства и на рядом расположенных ПОО (потенциально опасных объектах), решения по обеспечению взрывопожаробезопасности, решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта, решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения по территории объекта сил и средств ликвидации, решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта.
- генерального плана с обозначением плана эвакуации людей и передвижения спец. транспорта, с нанесением желтых линий;
- ситуационный план с указанием инженерных сетей;
- поэтажные планировки, разрезы зданий.
· защиту территорий и поселений;
· снижение материального ущерба от воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий, при диверсиях и террористических актах.
- проектные решения по ГО, разрабатываемые с учетом размещения производительных сил и расселения населения, групп городов и категорий объектов по ГО и применительно к определяемым СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» зонам возможной опасности, а также, при необходимости, дифференцированно по категориям населения;
- проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера, разрабатываемые с учетом потенциальной опасности на проектируемом и рядом расположенных объектах, результатов инженерных изысканий, оценки природных условий и окружающей среды.